Новости

Обзор «новогодних» изменений законодательства 2022-2023

Итак, наступил 2023 год. В году ушедшем законодатель проявил недюжинную нормотворческую активность, следствием чего стали несколько тенденций. Причем, пожалуй, ушедший год стал первым, когда законодатель не просто вносит изменения в документы, вступающие в силу через месяц-два или с момента публикации, а вводит в действие документы, которые вступают в силу более, чем через 6 месяцев и даже заглядывает в 2024 и 2025 год.

Первая – продолжение большинства антисанкционных мер поддержки, а, в ряде случаев, еще и их расширение. При этом ряд мер, которые изначально закладывались как антисанкционные, переходят в постоянную плоскость.

Второе – появление приказов Минстроя России, которые заменят привычные за 15-16 лет приказы Ростехнадзора, регламентирующие ведение исполнительной документации.

Третье – активный переход на электронный документооборот и поэтапный переход к ТИМ.

Итак, коротко по каждому из этих блоков.

Антисанкционные меры поддержки.

По-прежнему, актуальны все меры поддержки по земельным вопросам, которые были предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 629.

Например, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Допускается как и ранее заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, в случае, если такой земельный участок, находящийся в частной собственности, необходим для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов, а теперь еще также для размещения объектов социальной инфраструктуры, в том числе если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования и при этом не предусмотрено утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

В рамках изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. N 575 внесенных постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2500 продлены на 2023 год льготы в части сокращенных сроков согласований ППТ-ПМТ. При этом эти сокращенные сроки становятся постоянными, т.к. соответствующие поправки внесены в ГрК РФ (вступят в силу 01.03.2023).

Тоже самое касается еще одного пакета сантисанкционных мер поддержки, связанных с ИРД. Также в текущем году не требуется предоставлять для получения разрешения на строительство заключение экспертизы (если оно есть в ЕГРЗ), а также уникальный номер записи об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации. В комплекте документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию не требуется акт приемки, акт о соответствии объекта ПД, ППТ-ПМТ или ГПЗУ, предоставленный для получения разрешения на строительство, полис страхования объектов ОПО. До 01.03.2023 данная мера зафиксирована постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2500, которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. N 575, далее – вступают в силу соответствующие поправки в ГрК РФ.

Для бюджетных объектов по-прежнему актуальны антисанкционные меры поддержки, содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 579 (возможность удорожания строительства до 30% в связи с удорожанием из-за импортозамещения). Также часть ПД не требует проведения ГЭЭ, а сроки проведения государственной экспертизы ряда объектов (указанных в ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 48 ГрК РФ) продляются по заявлению застройщика/техзаказчика до конца текущего года без дополнительной оплаты.

В рамках изменений в постановление Правительства РФ № 353 от 12.03.2022 (с учетом изменений от 15.10.2022 № 1839) срок действия предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, срок действия которого истекает в 2023 году, продлевается на 6 месяцев в случае приостановления в соответствии со статьей 351.7 ТК РФ действия трудовых договоров (частичная мобилизация или добровольцы) в отношении половины или более половины работников указанного юридического лица или индивидуального предпринимателя, аттестованных на право выполнения работ в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ).

По-прежнему частично продолжают действовать документы, изданные в рамках Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", равно как и действие самого 58-ФЗ продлено на 2023 год. Т.е. действует постановление Правительства РФ от 06.04.2022 N 603, дающее право размещать один ОКС на нескольких участках.

С 29.03.2022 до 30.06.2023 «заморожены» начисление неустоек, подсчет убытков, проценты, подлежащие уплате участнику долевого строительства в соответствии с ч.ч. 2 и 6 ст. 9 Федерального закона № 214 в рамках постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 479. Также продлена мера поддержки застройщиков, уменьшающая потребительский терроризм, не допускающая отказа от приемки объекта ДДУ, кроме случаев наличия существенных недостатков (т.е., по сути, эти недостатки должны делать невозможным использование по назначению объекта ДДУ).

Также действует сниженный размер неустойки (штрафов, пени), иных финансовых санкций по договорам участия в долевом строительстве, предусмотренных ч. 6 ст. 5, ч. 2 ст. 6, ч.ч. 2 и 6 ст. 9, а также подлежащих уплате с учетом ч. 9 ст. 4 ФЗ № 214, привязанный к ключевой ставке ЦБ (но не выше 9,5%).

Возможность кредитования за счет взносов в компенсационный фонд СРО также продлена на 2023 год.

Остальные меры, ранее заявленные законодателем, по которым не истекли сроки действия, продолжают действовать.

В части замены РД-11-02-2006 и РД 11-05-2007 с 01.09.2023 вступят в силу приказы Минстроя России от 29.11.2022 N 1015/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" и от 02.12.2022 N 1026/пр "Об утверждении формы и порядка ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства". Основное новшество – ведение исполнительной документации в электронном виде в форме XML-схем. Сами схемы размещены на сайте Минстроя России.

Следует отметить, что одновременно в ГрК РФ определен статус исполнительной документации и вводится обязанность ее размещения в ГИСОГД (состав размещаемой документации должно определить Правительство РФ).

Напомню, требования к ведению исполнительной документации в электронном виде также установлены в ГОСТ Р 70108-2022, вступившем в силу с 01.01.2023.

XML-схемы – первый шаг к массовому переходу к ТИМ, т.к. это основной формат, который указан в постановлении Правительства РФ № 1431.

И с 01.09.2023 вступают в силу поправки в постановление Правительства РФ № 331 от 05.03.2021. Формирование и ведение ИМ обеспечиваются застройщиком или техническим заказчиком, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в отношении ОКСа (за исключением ИЖС в границах территории малоэтажного жилого комплекса), проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий которого подлежат экспертизе, в случаях, если договор о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации заключен (задание застройщика (технического заказчика) на выполнение инженерных изысканий и (или) задание на проектирование утверждено) после 1 июля 2024 г. или если разрешение на строительство указанного объекта капитального строительства, по которому проектная документация утверждена до 1 июля 2024 г., выдано после 1 января 2025 г.

ИЖС в рамках ДДУ требует ИМ, в случаях, если договор о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации заключен (задание застройщика (технического заказчика) на выполнение инженерных изысканий и (или) задание на проектирование утверждено) после 1 января 2025 г. или если разрешение на строительство указанных индивидуальных жилых домов, по которым проектная документация утверждена до 1 января 2025 г., выдано после 1 июля 2025 г.
Made on
Tilda