Инициатором дискуссии на тему развития градостроительных решений и девелоперских проектов в области строительства апартаментов выступила редакция «Недвижимости и строительства Петербурга».
Обсуждение реалий рынка и поиск вариативности решений продолжает серия круглых столов в рамках проекта «План действий». В коворкинге AVENUE-PAGE на Аптекарской собрались эксперты рынка и представители ведущих застройщиков. Дискутировали о том, как изменился портрет покупателя и арендатора в условиях сложившейся экономической ситуации рынка и как сделать экономически обоснованным переход на долгосрочную аренду.
Участниками дискуссии выступили представители таких компаний, как RBI PM (Группа RBI), ГК «ПСК», ГК «Дом Одет», VALO Service, Becar Asset Management, ГК Реновация, сети апарт-отелей YE’S, ГК «БестЪ», PLG, ORANGE GROUP, ГК «Еврострой», Nicollers («Коллиерз Интернешнл», «Эделинк», ЧАРКК), ГК «Глобал ЭМ», ГК Premium LIFE. Эксперты «Градостроительных компетенций» смогли обменяться мнением с коллегами и партнерами, отметив основные тенденции развития рынка апарт-отелей.
Ирина Кошечка, генеральный директор компании «Градостроительные компетенции», руководитель проектной мастерской, прокомментировала участие в мероприятии:
— Очень важно проводить подобного рода дискуссии в ситуации крайней экономической и политической неопределенности. NSP удалось собрать на своей площадке реальных игроков рынка, и участие в подобных обсуждениях позволяет видеть контекст, перспективы и риски, коммуницировать с партнерами, держать руку на пульсе развития рынка. Для компании «Градостроительные компетенции» рынок апарт-отелей понятен и перспективен. Востребованность данного типа недвижимости остается довольно устойчивой, несмотря на общее падение рынка недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Более 90 апарт-отелей представлено в городе и области, а если сравнивать с Москвой, то там продается на апрель 2022 года 349 подобных проектов и почти каждый месяц на рынок выходят новые.
Если говорить о перспективных направлениях, стоит понаблюдать за развитием апарт-отелей не только в Москве и Петербурге, но и в странах ближнего зарубежья, регионах России. Сегодня для того, чтобы соответствовать высокому уровню конкуренции, рынок апарт-комплексов требует новых решений в области градостроения. Это должны быть деловые и туристические хабы с высоким уровнем сервиса, имеющие при этом идентичность, продолжающую архитектурную линию города.
В ходе дискуссии выступили:
Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers:
— Сейчас на рынке апартаментов Петербурга функционируют свыше 20 сервисных комплексов. В них размещено 13 тыс. юнитов, и до конца года будет введено в эксплуатацию еще около 12,5 тыс. апартаментов. Самым большим спросом пользуются апарт-отели «три звезды» — 60% (3,2 тыс. лотов); «четыре звезды» — более 25% (1,4 тыс. лотов); остальные объекты имеют сертификат «без звезд». Сервисные апартаменты начинают напрямую конкурировать с гостиницами, и уже сейчас рынок апартов вошел в ту стадию, которая требует новых решений, продуктов и конкурентных преимуществ.
Константин Сторожев, генеральный директор компании VALO Service, председатель экспертного совета по апарт-отелям и сервисным апартаментам РГУД:
— Уровень цен остается пока высоким, но объем продаж в апреле сократился примерно вдвое. Из-за ухода Booking и Airbnb более значимой становится роль управляющих компаний в привлечении клиентов. Чем более централизован объект, тем лучше качество управления и сервисного обслуживания.
Антон Агапов, директор по развитию сети апарт-отелей YE’S:
— Конкуренция на рынке сервисных апартаментов будет только возрастать. И приоритетным фактором, который сможет обеспечить приемлемую доходность для собственников в условиях кризиса и ограничений, станет профессионализм управляющей компании.
Анна Любимова, руководитель отдела маркетинга ГК «Еврострой»:
— Портрет покупателя изменился — пришли клиенты, которые воспринимают подобную недвижимость как защищенный актив с наименьшей долей риска.
Карина Шальнова, генеральный директор RBI PM Группа RBI:
— Сейчас для собственника важно стабильно получать доход — прежде всего сохранить, а затем заработать. В нашем случае для апарт-отелей задействованы центральные деловые локации. Для арендаторов важна близость к метро и удобство логистики до работы. Равномерная плановая загрузка дает преимущество собственнику во владении такого рода активом.
Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК»:
— В дальнейшем рынок ждет снижение объема предложения в новых проектах. Текущая ставка проектного финансирования составляет от 18% до 23%, что сильно скажется на конечной стоимости и сроках реализации проектов. Средняя цена в 244 тыс. рублей за квадратный метр — далеко не предел.
Журналистка Юлия Михеева подвела итог дискуссии, организованной редакцией «Недвижимости и строительства Петербурга»: «Участники круглого стола согласились, что нынешняя весьма драматичная перенастройка экономики влечет за собой существенное сокращение туризма и, как следствие, перераспределение целевых аудиторий и потоков клиентов, арендующих апартаменты, гостиницы и жилую недвижимость. Для покупателей формируется обязательный уровень безопасности: объекты должны быть достроены и функционировать, рисковые проекты остаются за бортом. В то же время усиливается конкуренция за инвесторов с депозитными краткосрочными вкладами и другими видами бизнеса. Неоспоримыми преимуществами апартов остаются гибкость, базовые потребности по аренде недвижимости, возможность привлекать более широкие слои нанимателей и малая закредитованность проектов».